«Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами».
Изменился подход к формулированию результатов обучения (нет обязательного минимума содержания) и на первое место выдвинуты требования к личностным и метапредметным результатам.
Мета- (греч. между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщенность, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. В педагогике используют термины метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение, метаспособ. Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.
Универсальные учебные действия (УУД) в широком значении – умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле, универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Рассмотрим УУД (регулятивные – Р, познавательные – П, коммуникативные –К, личностные -Л) в связи со структурными этапами урока «открытия» нового знания.
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Требования:
- Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
- Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- самоопределение (Л)
- смыслообразование (Л)
- целеполагание (П)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Этап 2. Пробное учебное действие.
Требования:
- Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
- Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
- Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
- Организовать обобщение актуализированных способов действий.
- Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
- Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).
- Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
- Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
Этап 3. Выявление места и причины затруднения.
Требования:
- Организовать восстановление выполненных операций.
- Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
- Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).
- На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- разрешение конфликтов (К).
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.
Требования:
- Организовать построение проекта выхода из затруднения:
- Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
- Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
- Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
- Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
- поиск и выделение необходимой информации из текстов (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- планирование (Р);
- прогнозирование (Р);
- структурирование знаний (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
- разрешение конфликтов (К).
Этап 5. Реализация построенного проекта.
Требования:
- Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
- Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
- Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
- Организовать фиксацию преодоления затруднения.
- Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
- поиск и выделение необходимой информации из текстов (П);
- познавательная инициатива (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов (К).
Этап 6. Первичное закрепление во внешней речи.
Требования:
- Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- управление поведением партнера (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Требования:
- Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
- Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
- Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
- По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.
Требования:
- Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
- Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выведение следствий (П);
- подведение под понятие (П);
- самостоятельное создание алгоритмов действий (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- управление поведением партнера (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Этап 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Требования:
- Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
- Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
- Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
- Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Универсальные учебные действия на этом этапе:
- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
|