Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Четверг
09.05.2024
10:30
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Жуй Марины Анатольевны
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Для вас, ребята! [19]
На досуге [9]
Родителям в помощь [14]
Домашнее задание (ДОТ) [1]
Инет-ресурсы для КЛАССа [4]
Коллегам... [2]
Музыкальная шкатулка [4]
ФГОС [8]
Домашний репетитор [5]
Внимание!!! ТБ, ПДД, ЭТИКА (ДОТ) [4]
Наш БИЙСК [1]
Виртуальная часовня [1]
"В здоровом теле-здоровый дух!" [1]
«Повторение — мать учения» (ДОТ) [4]
Закрепляем изученные темы
Готовимся к комплексным работам [2]
Уроки [14]
Задания на лето [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 325

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2016 » Апрель » 20 » Система универсальных учебных действий
14:28
Система универсальных учебных действий

            Пояснительная записка

          Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

§  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

§  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

§  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т. е. надпредметными, или метапознавательными) действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит отвести им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов. Представим названные блоки УУД несколько подробнее.

В блок личностных универсальных учебных действий входят

§  жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

§  действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе.

В процессе самоопределения человек решает две задачи - построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» - и уметь находить ответ на него.

Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

§  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

§  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

§  составление плана и последовательности действий;

§  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

§  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

§  коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

§  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

§  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

§  поиск и выделение необходимой информации;

§  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

§  знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

§  умение структурировать знания;

§  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

§  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

§  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

§  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

§  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

§  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

§  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

§  умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

§  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

§  синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

§  подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят

§  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

§  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

§  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

§  управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

§  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

§  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Категория: ФГОС | Просмотров: 1179 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поздравляем!!!
  • Именинники

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz